Выступление к семинару директоров по теме применения ЭОР на уроках литературы и русского языка

Данилова Ольга Анатольевна, учитель МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области, 2014 год
 
Применение электронных образовательных ресурсов в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость: они повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий я и хочу с вами поделиться.
 

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

Теоретический материала по таким темам, как романтизм, стихосложение может быть представлен в виде анимаций или видеофильмов. Это даёт возможность преподнести порой скучный лекционный материала более интересно и наглядно.
 

Так, например, я создала фильм по теме «Стихосложение».
Ребята просматривают этот фильм, а после просмотра заполняют карточку контроля, где предложены вопросы, на которые надо ответить.

Очень интересно может пройти семинар по теме "Жизненные искания князя Андрея" в 10 классе.
Перед уроком класс разбивается на группы, каждая получает карточки с заданиями. На уроке происходит путешествие по этапам жизни князя Андрея, сопровождающиеся просмотром видеосюжетов, прослушиванием аудиозаписей.
Ребята выступают с анализом фрагментов произведения. По ходу составляется схема жизненных исканий князя Андрея, делаются выводы.
Урок «движется» в соответствии с данной схемой. Схема анимирована, и все «остановки в пути» возникают постепенно. Гиперссылки, которые содержат выноски, направляют нас на нужную страницу презентации, а уж она, в свою очередь, содержит вопросы, задания, видеофрагменты.

Также интересно организовать работу с фрагментами из кинофильмов. Это не просто замена изучения произведения просмотром фильма, а сравнение экранизации с текстом произведения. Методическая литература предлагает нам большой материал, описывающий работу с видеофрагментами на уроке. Я, например, во фрагмент фильма встраиваю титры, где содержатся вопросы, на которые надо будет ответить после просмотра фрагмента. Так, например, при изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» я знакомлю школьников с важными фрагментами: "Ленский перед дуэлью. Ария Ленского", "Объяснение Онегина и Татьяны в 8 главе", "Разговор Татьяны с няней". На уроках мы детально изучаем данные фрагменты по тексту, пишем анализ эпизодов, сравниваем фрагменты кинофильма с текстом романа, слушаем аудиозаписи, отвечаем на вопросы.


Интересно может пройти и изучение биографии писателей. Можно представить её в виде презентации, заранее озвученной и настроенной по времени, а можно сделать документальный фильм. При этом можно использовать как голос учителя, записанный с помощью микрофона, так и видеосюжеты, взятые из документальных фильмов.
Такую работу можно предложить учащимся в качестве исследования или проекта. Очень интересные факты о жизни Крылова можно узнать из данного видеоролика. Об одном таком факте вы сейчас узнаете.
Просмотр такой биографии может сопровождаться заданием: записать основные факты биографии писателя, или написать потом проверочную работу "Личность писателя", или провести игру по фактам биографии.

Также с помощью презентации можно организовать контроль усвоения материала, причём преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся также могут создавать такие тесты.
 

Вот пример игры по рассказу Астафьева "Васюткино озеро" в 5 классе.
На уроках литературы очень часто бывает нужен исторический комментарий. Его приходится привлекать при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Толстого и др. писателей и поэтов. Он содержит исторические справки о различных исторических личностях, событиях. Так, например, исторический комментарий о вещем Олеге очень важен перед изучением пушкинского произведения. Важно в ходе комментария дать понятие о том, кто такие хазары и печенеги, что за город Царьград и что значит прибил щит на вратах Цареграда. Кроме того, важно и расширить кругозор учащихся. Не лишне будет закрепить уже изученные темы по истории. Всем этим целям и служит ролик «Историческая справка о князе Олеге».
 

С помощью презентаций мы также совершаем заочные экскурсии в различные музеи-заповедники, где когда-то жили и творили великие писатели и поэты. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы? Сейчас в каждом классе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы – видеоподдержка таких уроков; во-вторых, не всегда можно съездить в отдаленные от нас места, такие как Тарханы, Михайловское, Спасское-Лутовиново, поэтому такие экскурсии замещают живые. Можно просто посмотреть фильм, а ещё лучше озадачить ребят чем-то.
1) Раздать листочки с заранее напечатанными вопросами по фильму и попросить записать ответы на этот листок.
2) Устроить викторину на лучшего слушателя после просмотра. Например, на данном слайде представлены заочные экскурсии по литературным местам М. Ю. Лермонтова.
 

Ребятам нравится, когда произведения классиков исполняются современными актерами, голоса которых ученикам знакомы. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству Есенина, Фета, Тютчева и др. поэтов. Например, при изучении лирики Есенина школьники имеют возможность насладиться романсом «Письмо к матери» в исполнении Александра Малинина.
 

Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить ее видеороликом. Послушайте отрывок из стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…» в исполнении С. Безрукова.
 

Это всегда более наглядно и интересно, к тому же дети учатся правильному и красивому чтению. Подобные ролики уже ребята делают сами, например, на басни Крылова в 5 классе.
 

На уроках русского языка возможностей для применения электронных образовательных ресурсов еще больше.
 

На уроках русского языка в 5-7 классах большое место занимают описания по картинам. Раньше приходилось пользоваться репродукциями мелкими и очень плохого качества и эстетического исполнения. Сейчас можно картину рассмотреть во всех деталях, выделив её фрагменты, и о художнике можно рассказать, и показать другие его работы.
 

Пример такого урока – сочинение по картине Решетникова "Опять двойка" в 5 классе. На этом уроке ребята знакомятся с историей создания картины, с личностью художника, проводится большая подготовительная работа к написанию сочинения, собираются материалы, составляется план, проводится работа по предупреждению ошибок.

Электронные образовательные ресурсы дают большие возможности для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Я проецирую тесты на экран, мы их коллективно прорешиваем, затем даются подобные тесты для самостоятельной работы учащихся. Пример такой работы вы сейчас увидите. При подготовке к ГИА можно работать над сжатым изложением, используя ЭОР.
 

Сначала я открываю весь текст, Затем мы решаем, какая информация является второстепенной и удаляем ее. Затем работаем над языком текста: однородные члены заменяем обобщающим словом, в СПП придаточные части заменяем причастными или деепричастными оборотами или преобразуем в простые предложения. Только после такой работы появляется готовый текст. Но это только на этапе обучения. Затем мы опять же с помощью компьютера уже без предварительной подготовки слушаем текст в записи и пишем сжатое изложение самостоятельно. Ученикам уже такая работа дается легко.
 

В заключение хочется сказать, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Кроме этого, владение и использование ЭОР – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Еще В.Г.Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не думал. Но мне кажется, эти слова о нем, о современном учителе, который стремится вперед, который готов осваивать все новое и с успехом применять в практике своей работы. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт – это только начало большой и кропотливой работы.



Отправить комментарий

Наверх К началу страницы Вниз страницы Вниз к футеру Автопрокрутка Стоп Scroll